Около кино

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Около кино » Массмедиа » Страницы истории


Страницы истории

Сообщений 1 страница 20 из 98

1

https://a.radikal.ru/a43/1802/a4/67ee6dcac08a.jpg

2

На тему русского рабства, дескать, которое отпечатолось у нас в крови....

БЫЛО ЛИ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО-РАБСТВОМ?
Почему-то когда говорят о крепостном праве,  принято иметь в виду Россию. В России крепостное право было введено лишь в 1649 году, а в западной Европе же, уже с IX века оно стало распространяться повсеместно.
Именно в Европе, в отличии от России, крепостное право было жестоким, особенно в польских и литовских герцогствах (Речи Посполитой, чьи феодалы были в основном западные европейцы), феодал мог иметь право на жизнь, смерть и честь крепостного. 
В России крепостное право хоть и было отменено в 1861 году, примерно на 50 лет позже чем в западной Европе, но по сути оно существовало только на бумаге.
Вопреки распространённому мнению, именно русские крестьяне,  как юридически, так и фактически, имели право жаловаться на своих помещиков и активно им пользовались, вплоть до 1861 года.

* * *
Пишет Михаил Диунов:

"Несмотря на более чем 150 лет прошедшие со дня отмены крепостного права, это явление и его оценка продолжают интересовать общества. И это не случайно. Знания, которые получает любой гражданин России об этой проблеме отрывочны и неполны, а зачастую недостоверны. Русская классическая литература, множество страниц которой было посвящено крепостным крестьянам, не только не помогает узнать о крепостном праве больше, но часто только запутывает читателя, вводя его в заблуждение термином «раб». Оттого множество людей пребывает в убеждении, что крепостное право в Русском царстве и Российской империи было именно своеобразной формой рабство, сравнивая положение крепостного и рабов в Америке XVIII-XIX веков.

Усугубляет положение тот факт, что русская историография занималась крепостным правом довольно ограничено. Подробно изучался вопрос рабства и зависимости в эпоху феодализма, хорошо была изучена тема труда крепостных, но вот юридическим аспектам крепостного права уделялось на удивление мало внимания.
В XIX веке эта тема стала предметом интереса историков народнических, левых убеждений, а в ХХ веке крепостное право, как правовой феномен, не был интересен потому что не лежал в сфере ни экономических проблем, ни истории революционной борьбы, которые считали приоритетными для советских историков.

В результате сложилась ситуация, когда сугубо историческая проблема крепостного права используется как инструмент пропаганды, для подтверждения тезисов о «рабском характере русского народа», «Россия против русских» и других подобных идеях.
При этом вводится в обиход ложное сопоставление крепостное право и античного рабства.
А для доказательства этого используются отдельные вырванные из исторического контекста факты.
При этом, защищающие эту позицию категорически отказываются рассматривать крепостное право, как цельный феномен, как правовое явление характерное для определённого периода времени, распространенное совсем не только в одной России.

Для того чтобы разобраться в огромном количества недомолвок и умолчаний связанных с крепостным правом, необходимо прежде всего разобраться, что такое рабство и крепостное состояние с точки зрения терминологии. Рабство, это юридический институт. Положение раба весьма точно описывается правовым языком. Раб - человек, который находится в полной собственности другого человека, являющимся его хозяином, господином. Он лишён политических и экономических прав, его хозяин распоряжается рабом как любым иным имуществом, а владение рабом не накладывает на хозяина никаких обременений.
Раб не правомочен и поэтому не отвечает в суде, где за раба отвечает его хозяин. В свою очередь, хозяин может сам наказывать раба так, как сочтёт нужным.

Римский автор М. Варрон в трактате «О земледелии», подразделял орудия сельского хозяйствя на три категории: «на орудие говорящее, полуговорящее и немое; орудие говорящее — это рабы; полуговорящее — это быки; немое — это повозки».
Этот взгляд на рабов отражён и в римском законодательстве. Закон Аквилия (287 г. до н. э.) посвященный ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей приравнивал рабов к четвероногим домашним животным: «кто, не имея права, убил раба или домашнее четвероногое, ему не принадлежащее, тот должен уплатить высшую цену стоимости убитого».

В кодификации законов при императоре Юстиниане (VI в.) раб рассматривался не как субъект прав — «res non persona».
Поэтому раб, как и любая вещь, мог быть объектом сделок: он мог быть подарен, продан, обменен, завещан, уступлен на время по договору найма.

Традиционные институт брака и семьи не распространялись на рабов.
Допускаемая связь между рабом и рабыней юридически не считалась браком и могла быть в любой момент расторгнута по воле хозяина.
Если рабам дозволялось употреблять слова «отец» и «сын», то это было актом милости владельца, не имевшим правового значения.
Как пишет римский юрист Юлий Павел «отцовство у рабов не имеет никакого отношения к законам».

Раб был лишён собственности. Если господин наделял его имуществом, то делал это только в своих интересах. Имущество это оставалось собственностью владельца раба, и продажа раба не влекла утраты имущества господином. Как писал римский юрист Ульпиан: «in personam servilem nulla cadit obligatio» - по отношению к рабу не существует никаких обязательств.
Существует ложное уподобление крепостного состояния позднеримскому явлению «раб с пекулием». Но такие утверждения ошибочны, потому что пекулий (к примеру, участок земли, или мастерская ремесленника) передавались рабу во временное пользование и могли быть изъяты хозяином в любой момент и не могли быть унаследованы потомками раба, в то время как крепостной имел собственное имущество, над которым барин был абсолютно не властен.

Термины «гражданские права» и «личность» были лишены смысла по отношению к рабу, Институции Юстиниана определяли: «nullum caput habet» — «[у раба] нет правоспособности». Рассматривая раба как вещь, римляне признавали за господином право жизни и смерти над его рабами.

Вот, что такое классическое рабство.
И если большинство имеет о нём довольно точное представление, хотя бы по школьному курсу истории античности, то о крепостном праве у множества людей самые фантастические, зачастую связанные с литературной трактовкой крепостного права в эпоху Просвещения, как явления равнозначного рабству. Обличительный пафос просветителей понятен и объясним, но литература и публицистика, это не история и юриспруденция.

В чём принципиальное отличие крепостного от раба? Прежде всего в юридическом статусе.
Крепостной — это человек, не находящийся в собственности у господина, а обязанный ему службой. Он не лишается политических и экономических прав,
а права барина по отношению к крепостному сильно ограничиваются законом. Владением крепостными крестьянами накладывает на владельца целый ряд обременений.
Раб лишён правовой субъектности, крепостной правомочен и отвечает за свои преступления в суде. Права господина на наказание крепостного существенно ограничены законом.

Крестьянин уже в XVII веке выступает в русском законодательстве как органическая принадлежность поместья или вотчины независимо от того, кто владеет землей.
Хозяин имел определённые права распоряжения крестьянами, но лишь тогда и в той мере, когда и в какой мере он был владельцем имения.

Если римское законодательство определяет правовое положение раба как объекта собственности, то русские акты формулируют это иначе.
В состав акта, с которым была связана передача прав собственности на вотчину или поместье, традиционно входила формула определяющая несение повинностей. Вот как она звучала в отказной памяти 1657 г. на поместье Костромского уезда: «...крестьянам, которые в тех деревнях живут... [господина], во всем ...слушать и оброк его боярский ему платить и пашню на него пахать...».

Очевидно, что речь здесь идёт совсем не о «говорящих орудиях», а о людях несущих повинности, чье положение схоже с положением дворян.
Подобно тому, как дворяне получали имение за то, что несли военную повинность, крестьяне получали землю за то, что несли рабочую повинность.
В этом отношении положение дворян и крестьян удивительно схоже.

Наличие правомочий нобилитета в отношении крестьян не исключало того, что крестьянин обладал как субъект права опредёленными правами на владение своим наделом и хозяйством. Уже согласно кодексу законов - Уложению 1649 г. и позднее обе эти стороны правового положения крестьян, одновременно являющихся объектом феодального права (в смысле факта поземельной зависимости) и субъектом права (в смысле правоспособности) – существовали одновременно в состоянии баланса, основанного как на праве, так и на традиции. В XVIII веке под воздействием дворянства, желающего расширения прав на владение крестьянами, происходит постепенный сдвиг в сторону уменьшения прав крепостных, но уже начиная с правления Павла I, ситуация выравнивается и права крестьян восстанавливаются и расширяются.

Каковы же права крепостного крестьянина?
Они были довольно обширны и лишь немногим отличались от прав свободного.
Естественно крепостной не был собственностью господина как «говорящее орудие».
Вот что пишет об этом М.О. Меньшиков: «...крепостных продавали. Но ведь это была продажа совсем особого рода. Продавали не человека, а обязанность его служить владельцу. И теперь ведь, продавая вексель, вы продаёте не должника, а лишь обязанность его уплатить по векселю.
«Продажа крепостных» - просто неряшливое слово... Это оплошность Церкви и государства, не догадавшихся почистить официальный язык».

Крепостной являлся субъектом права - он обладал частной собственностью, она могла им приобретаться и наследоваться. Запрещено было лишь владеть крепостными, самому находясь в крепостном состоянии. Собственность крестьянина была неотчуждаема, кроме как по суду и не принадлежала его господину.
Никаких ограничений на распоряжение собственностью не существовало. В то время, когда крестьянин не выполнял установленные законом повинности, он мог заниматься собственным хозяйством в той мере, в какой сочтёт нужным. В случае же перевода на оброк, повинность крестьянина приобретала форму не отработки а оплаты (натуральной или денежной) и возможность хозяйствования для крестьянина с этого момента не ограничивалась ничем.

Крепостной самостоятельно отвечал за свои преступления в суде. Помещик обладал в пределах имения определённой административной властью, как обладали ей в то же самое время, к примеру, английские лорды, но любое преступление выходящее за рамки административного судилось уже государственным судом, где крепостной выступал как правомочный ответчик. Крепостные, равно как и другие сословия присягали императору. Лишённые прав объекты собственности не могут быть приведены к присяге, так как не отвечают за свои поступки и не могут принимать на себя никаких обязательств.

В этом отношении русское крепостное право отличалось от его европейской формы, где скажем в германском Privilegium Gothardianum (1570 г.) фиксирующем положение крепостных на момент начала нового закрепощения крестьян в Европе, определялось: «у крепостного столько прав, сколько желает его хозяин».
В России такое было принципиально невозможно и лишь в период расцвета вольностей дворянства при Екатерине II о чём-то подобном могли говорить, как о желаемом, но не закреплённом законом.

Имущество и жизнь крестьянина защищались законом от произвола со стороны господ.
Указ 13 июня 1682 г. о возвращении мурзам ранее конфискованных у них поместий и вотчин, прямо указывалось: крестьян не угнетать и не теснить. Наказания за нарушения этого порядка были весьма суровы. э
Так 7 июня 1669 г. князь Т. В. Оболенский был посажен в тюрьму за то, что заставлял крестьян работать в воскресенье в своем имении.
Вплоть до 1765 г. крестьяне могли жаловаться на помещиков лично царю и императору.
Документы подтверждающие, что такие жалобы были действенны давно введены в научный оборот.
Указ Екатерины II часто называют «указом о запрете крестьянам жаловаться на помещиков», но это не так. Запрещалась лишь прямая жалоба императрице, но жалобы губернатору или наместнику не запрещались и оставались эффективным механизмом контроля.

Несмотря на пик крепостничества, при Екатерине II также постепенно отменялись ограничения на экономическую деятельность крестьян. В результате в ХIХ в. они могли свободно торговать‚ заводить фабрики. Множество крестьян выкупалось и переходило в купеческое сословие. Именно крепостные крестьяне основали национальный центр хлопчатобумажной промышленности в Иваново-Вознесенске. «Главными торговыми деятелями» нижегородской ярмарки, писал А. де Кюстин в 1839 г. - были крестьяне. Результаты труда крепостного крестьянина, лежащие за пределами несомой им повинности, принадлежали только ему и не могли быть отчуждены господином.

Право крепостного на семью никогда не оспаривалось. В отличие от раба, крепостной мог вступать в брак, его дети были законны и наследовали его имущество. Жизнь, здоровье и имущество крепостных защищались законом, за преступления в отношения крепостных их господин отвечал перед государственным судом.

Помещик имел в отношении крепостных значительные обременения, не исполнять которые не мог, под угрозой лишения имущества и даже судебного преследования.
В случае неурожая помещик был обязан кормить своих крестьян и предоставлять им посевной фонд на следующий год.
В случае пожара, помещик был обязан дать крестьянину лес на новый дом и оказать при необходимости финансовую помощь (приобретение инвентаря и пр.). Документы обязывающие при необходимости оказывать помощь крестьянам, известны ещё с середины XVII века. Крестьяне в России всегда и без каких-либо ограничений охотились в барских лесах и ловили рыбу в реках.

И наконец, крестьянин издавна обладал правом на оружие.
Держать дома и использовать на охоте оружие было не просто допустимым, но широко распространённым явлением в русской деревне.
Русское крестьянство было тем самым «вооруженным народом», который обретя оружие становится свободным.
Закончу словами М.О. Меньшикова: «Пушкин ...придавал огромное значение свободному обращению крестьян с господами и отсутствию даже «тени рабского унижения в его поступи и речи».
Какой же, в самом деле, это был раб, если он ничуть не был похож на раба, а был совсем похож на свободного человека? Пушкин справедливо находил, что на Западе (даже в Англии) отношения между высшими и низшими сословиями отличаются гораздо большей унизительностью, доходящей до подлости»."

* * *
А это описания иностранцев о крепостных крестьянах.

«Справочник европейских общих исследований».
Первый Том. Часть первая. 1835 год. 
Автор: Доктор исторических наук при Кёнигсбергском университете, Фридрих Вильгельм Шуберт (Friedrich Wilhelm Schubert). 
Выдержки из описания положения крепостных крестьян в России. Стр. 191-195

"О государственных крестьянах:

Каждые три года выбирается волостной депутат, так же свой староста, который управляет деньгами, и староста, который разбирает ссоры и курирует положение сирот и овдовевших.  В каждом селе есть свой деревенский депутат, которого крестьяне выбирают каждый год и который в случае каких-либо притеснений со стороны управляющего должен донести эти жалобы до самой высшей инстанции. Деревни и поля должны располагаться так, чтобы расстояние между ними было не более 4 верст.

Крестьянин имеет право продавать урожай по своему усмотрению. Если же поле находится дальше 4 верст, и крестьянину приходится переезжать на новое место, то канцелярия берет на себя все расходы, включая оброк с этих полей в течение нескольких лет.

Каждый церковный приход обязан на свои средства обеспечить возможность крестьянским детям от 6 до 10 лет обучаться в школе, а родителям самых лучших учеников предоставляются всяческие льготные условия при платеже оброка. Каждое управление обязано на свои средства содержать для больных крестьян больницу. В каждом управлении должны содержаться запасы зерна, чтобы в случае неурожая крестьянин мог засеять свои поля.

Крепостные крестьяне помещиков работают три дня в неделю на оброк, остальные дни они предоставлены самим себе. Если же помещик незаконно и жестоко обращается со своими крестьянами, то наказание несёт не только он сам, но также и губернатор, который допускает или замалчивает такие случаи. Кроме того, в случае неурожая помещики обязаны содержать и кормить крестьян, а также предоставить им на следующий год семена для посева.

Продавать крестьян запрещено - только земли с расположенными на них полями и деревнями.
Помещик должен заботиться, чтобы крестьянин мог платить в казну. Ему строго-настрого запрещено принуждать крестьянина работать для оплаты долгов самого помещика.

Крестьянам разрешено торговать собственным урожаем по своему усмотрению, а также скупать в других деревнях различные изделия и торговать ими на рынках. Кроме того, они могут брать в долгосрочную аренду почтовые станции, а помещик выступает в этом случае гарантом.
Оброк платится в зависимости от количества земли и управления, примерно от 1 до 2,5 рубля серебром в год".

***

"Еженедельный журнал о народах и странах "Заграница" (Das Ausland: Wochenschrift für Länder- u. Völkerkunde). № 150, Том 13, 1840 год. Стр. 597.  Очерки из путешествия из Вятки в Пермскую губернию. Краткий перевод с немецкого:

Наконец-то мы выехали из вятской местности, и на нашем пути стали встречаться деревни с русскими названиями и люди, говорящие на русском языке. Мы остановились в одном деревенском доме, очень чистом, и который мне так понравился, что несмотря на то, что я хотел скорее прибыть в Пермь, я остался там на несколько часов. Этот крестьянский дом произвел на меня впечатление своей красотой, а его жилец был образованным. Действительно, он умел читать и считать, и тут в Перми это является очень даже привычным делом, так как во всех больших селах имеются приходские школы. Все подростки до того как они начинают работать, обязаны идти в школу ( в Пермской губернии количество школ составляет 51 ). И поэтому крестьяне, владеющие грамотой, в Пермской губернии не редкость. 

С первого взгляда угадывается, что здешние крестьяне как нигде в России сохранили свои красивые древние русские обычаи. Они очень гостеприимны и добродушны, и, наверное, надо жить в Сибири, чтобы увидеть настоящую русскую душу в её подлинной сути.  Стиль жизни, традиции и обычаи - всё несёт в себе отпечаток русской древности.

Когда мы ехали по улице, был летний день. И что это была за дорога - даже городское шоссе не сравнится с ней!  Ровная, сухая, даже ни одной колеи мы не нашли в ней. Дороги тут построены из шлака или маленьких камушков величиной с орех, и накатаны до твердого состояния.  Когда я после встречал где-либо плохие дороги, я всегда вспоминал здешние.

***
От Амалии фон Лиман, молодой девушки, из поездок с родителями по нескольким землям России, в доверенных письмах её подруге и прежней гувернантке, Хелене Гаттерер в Гёттингене. Типография Розенбуш, 1794 года. Гёттинген, Германия. Небольшая часть из рассказа, например про Кострому:

"Вечером около 7 часов мы поехали дальше, и ночью мы прибыли в губернский город Кострома. После обеда мы осмотрели город, он очень большой, все здания из камня, как в Санкт-Петербурге. В городе есть очень великолепный монастырь. После обеда мы осмотрели фабрику графа Воронцова, она находится примерно в 6 верстах от города, в очень красивой местности. 
На обратном пути мы осмотрели монастырь.

После того как мы переночевали, мы продолжили наше путешествие в деревню Иваново. Это очень большая деревня, принадлежащая графу Шереметьеву. В ней находится очень много маленьких ткацких фабрик....

Крестьяне там очень богаты, хотя и не занимаются земледелием; каждый печатает льняные платки, в воскресенье несёт свою недельную работу на рынок, продает свой готовый товар, покупает себе новый материал и начинает работать в понедельник снова, и живут они так из года в год.

Два крестьянина в тех местах владеют хорошими фабриками, и в их распоряжении есть свои крестьяне. Один из них пригласил нас погостить у него.
Я не могу вам даже описать, как мы были восхищены, иметь возможность погостить дома у местного крестьянина. Он жил в большом каменном доме, очень чистом, в комнатах была лучшая мебель из красного дерева, фарфор и серебро; стулья и занавески из ситца, по последней моде с бахромой и кистями.

После завтрака, он повёл нас в местную каменную церковь, недавно построенную, очень красиво и искусно разрисованную внутри, особенно алтарь. На эту церковь они потратили тридцать пять тысяч рублей.  Я Вам уже писала, моя любовь, что все крестьяне здесь фабриканты, и они сделали всё своими руками, никакой иностранец не работал над этим; вырезанные узоры были делом рук местных мастеров, живопись тоже от них, даже кирпичи были местного обжига.".....

* * *

А. С. Пушкин в своей незаконченной статье "Путешествие из Москвы в Петербург" (1833—1835) (написанной в ответ на "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева) описывает разговор со своим попутчиком англичанином о русских крепостных крестьянах (отрывок):

"Что поразило Вас более всего в русском крестьянине?".....Англичанин: "Его опрятность, смышленость и свобода"...

* * *

Антон Фридрих Бюшинг (Anton Friedrich Büsching, 1724— 1793) — известный немецкий теолог, географ и педагог. Из его книги "Новое описание земли (Neue Erdbeschreibung)" о Российской империи.

Автор, который был два раза в России в 1748-1750 и в 1761-1765 годы, описывая в своей книге быт и положение русских крестьян, жизнь городов и провинций Российской империи, практически не упоминает какое либо насилие над крестьянами или их унижение, напротив, отмечая повсюду большое количество мануфактур, фабрик, заводов, полей и богатую жизнь русских крестьян и прочего работающего населения.

Во время своего второго пребывания в России в 1761 по 1765 год, он отметил что добротных домов становится всё больше и плохих почти не осталось. Так же автор отмечает, что продукты питания в Российской империи очень дешёвые, по очень доступной цене, в особенности мясо. Каждый крестьянин имеет в своем доме баню, в которой он парится два раза в неделю, и если у кого нет собственной, то для этого построены общественные.

О крепостных в Герцогстве Литовском (Лифляндском) автор сообщает с превеликим сожалением и состраданием, в каком положении живут там крестьяне и о том как их дома напоминают лишь закопчённые хижины, и что они находятся практически в рабском положении у своих феодалов. Их господа - в основном немцы, остальные шведы, датчане и поляки, и они ничем не обязаны своим крепостным и не предоставляют им практически ничего, что необходимо к проживанию.

Хозяева могут продать крепостных по своему усмотрению, даже отдельно от детей, и проявлять любые формы насилия над ними, не будучи наказанными за это.   Многие крестьяне едва доживают до следующего урожая. В ещё более худшем положении находятся эстонские крепостные крестьяне.
В Дании крестьяне за неимением лошадей, сами вынуждены запрягаться в плуг.

***
Из книги: "О прибытии Карла XII, короля Швеции  в земли умершего короля Польши Августа II." Часть вторая.   Автор: Rudiger, Johann Andreas Rudiger, 1742 год.  (Стр. 280)
Перевод с немецкого:
"Крестьянин во всей Польше и Литве есть самый настоящий раб. И если господин убьёт его, он не понесёт за это никакого наказания."
Как известно, Королевство Польское и Великое княжество Литовское располагались на территориях современных Польши, Украины и Литвы.

Дневник F.W. Winkler, штабного секретаря саксонского гусарского полка в составе армии Наполеона, во время похода на Россию в 1812 году.  Описание герцогства Польского. Автор с состраданием описывает увиденное им ужасное положение крестьян, которые живут в жалких полуразваленных хижинах и спят на полу на тряпках, и которым не принадлежат даже ложки, которыми они едят, и жизнь которых полностью зависит от воли своего господина.....  но все подробности мы лучше не станем описывать ......

***
До сих пор неопубликованная и неизвестная в России, абсолютно редкая книга Адольфа Цандо "Состояние дел в России в 1850 году" (Russische Zustände im Jahre 1850, Verlag Nestler&Melle), изданная в 1851 году в Гамбурге, Германия. Автор прожил в России 14 лет, изучив язык, обычаи и быт русского народа.  Перевод с немецкого из главы "Россия":

Из главы "Крепостные крестьяне"

К чести нынешних российских дворян стоит сказать, что большинство относится к своим крепостными справедливо и  обходительно,  а скверные и несправедливые помещики встречаются крайне редко. Все пришли к осознанию того, что помещик обязан заботиться о каждом человеке, чья судьба вверяется ему как собственность, и результаты осознания этого проявляются с каждым днём всё отчётливее. Сегодняшнее поколение дворян делает всё возможное, чтобы исправить ошибки, допущенные их предшественниками в отношении к крепостным, вероятно, из-за бессердечности и грубости. Воспитание в России, которое как с научной, так и с моральной точки зрения достигло больших успехов и постоянно прогрессирует, во многом способствует тому, чтобы полностью искоренить беззакония и заменить их гуманностью и справедливостью.  Правительство строго следит за тем, как помещики относятся к своим крепостным, и поступает по всей строгости закона с теми помещиками, кто совершил в отношении крепостных преступления.

В более 25 различных губерниях, которые я проехал от и до, я пользовался возможностью точнее узнать об отношении крестьян к своим помещикам.
К моему удивлению, за редким исключением крестьяне отзывались о помещиках благосклонно и удовлетворительно. В большинстве случаев они говорили о своих господах с глубоким уважением и благодарностью. Некоторые всё же с горечью жаловались на самоуправство управляющих имениями, которые не боятся поступать наперекор воле и желаниям добрых помещиков. Разумеется, эти управляющие очень часто превышают свои полномочия и позволяют себе проявлять несправедливость. Однако, такие поступки не удаётся скрывать долгое время.

Российский крестьянин обладает образцовым терпением, он выносит многое и с большой покорностью. Но когда его терпение подвергается слишком тяжёлому испытанию и начинает трещать по швам, он прибегает ко всем возможным способам, чтобы сбросить ярмо и избавиться от своего мучителя. Для этого крестьянин ищет помощи и защиты в высших кругах. Крепостной, обитающий даже на самом краю империи, найдёт способ пожаловаться своему барину на жестокого и несправедливого управляющего. Точно так же при желании он может пожаловаться в органы власти на своего барина за совершаемые им беззакония и притеснение.

Нередки случаи, когда недовольные и угнетённые крестьяне, если органы власти не вершат правосудие, втайне отправляют в Санкт-Петербург делегацию в составе нескольких тысяч человек, чтобы передать свои требования лично императору, первому после Бога лицу, которому они доверяют, и вымолить справедливого отношения и соблюдения законов. Прибыв в Санкт-Петербург, делегаты могут поговорить с императором в то время, которое он обычно выделяет для прогулки. Избранный крестьянин, преклонив колено, передаёт императору прошение, где изложена суть проблемы. Император считает такие случаи очень важными и расследует с большой строгостью, поэтому спешно отправляют флигель-адъютанта в относящуюся к делу местность, чтобы доложить монарху о настоящем положении вещей и найти виновного. В таких случаях император не шутит и ведёт себя как строгий монарх, как отец своего народа.

Я очень сожалею и краснею от стыда из-за того, при мысли о том, что знаю на собственном опыте, что управляющие имением в Германии часто позволяют себе несправедливость по отношению к доверенным им крепостным. Многие крепостные жалуются на суровость и беспощадность со стороны управляющих и имеют для этого основательные поводы. Некоторым филантропам в Германии это покажется странным, но оно так и есть!

Есть крепостные, которые занимаются земледелием, обрабатывают землю для своего барина, выполняют барщину и больше ничего не платят, и есть, наоборот, такие, кто обрабатывает все угодья своего помещика и ежегодно выплачивает некую сумму в зависимости от количества и качества почвы.  Другие крепостные не обрабатывают землю, а ищут заработок, работая служащими, ремесленниками, лодочниками, занимаясь промыслом и торговлей, и в зависимости от своей работы ежегодно платят помещику определенный оброк, который не превышает 100 рублей.

Многие успешные крепостные крестьяне имеют значительные доходы, не говоря уже о тех, которые будучи ремесленниками и фабрикантами, зачастую владеют огромным капиталом. Например, среди крестьян графа Шереметьева, графа Воронцова-Дашкова, графа Уварова и других, есть крепостные, которые в Санкт-Петербурге и Москве владеют великолепными магазинами по продаже золота и серебра, фруктовыми лавками, крупными ситцевыми и шёлковыми фабриками, и среди них нередко можно встретить миллионера. Иметь же капитал в размере 100.000 рублей для них совершенно привычно, и эти крепостные тоже отдают своим помещикам  некоторую сумму в виде оброка. Насколько я знаю, они платят 10 рублей серебром ежегодно. Я привёл только один пример, хотя я знаю великое множество таких примеров.

Судьба крепостных крестьян в их индивидуальном положении не является печальной, как описывают это в ярких красках неосведомленные люди, в то время как сами крепостные, как правило, отнюдь не влачат жалкое существование.  Особенная защита, которую император Николай I предоставляет крепостным наряду с множеством прав, введённых при его правлении, значительно улучшила их положение. Те, кому, как и мне, представилась бы возможность поговорить с крепостными и услышать их мнение, совершенно по-другому, нежели прежде посмотрели бы на эти вещи.

Я лично был свидетелем того, как крепостные, которым помещик предложил освобождение, очень расстраивались из-за этого и словно пощады просили позволить им остаться крепостным. У меня даже бывали такие случаи,  когда приходилось, не добившись результата, отправлять обратно большее количество отпускных грамот, которые мне в Москву   присылали знакомые помещики из отдалённых краёв с просьбой вручить эти грамоты их крепостным как награду за выполненную работу, чтобы предоставить свободу самим крепостным и их потомкам. Крепостные отказывались их принимать, надеясь добиться от их своих господ благодеяния и милости, если и впредь останутся крепостными.

Более того, каждый день происходят случаи, когда помещик своим непокорным и упрямым дворовым людям (так называются крестьяне, которых их господа используют для работы по дому в качестве камердинеров, поваров, кучеров, горничных и т.д.) предоставляет свободу в наказание и отстраняет от господского дома и двора, к чему они всегда относятся как к большому несчастью. Русские в целом считают своих господ не тиранами, а наоборот благодетелями.

Помещик для русского - его непосредственный начальник, защитник в случае необходимости, кормилец и человек, который позаботится о нём в старости. Помещичьи крестьяне работают на своего господина  3 дня в неделю в течение лета, всё остальное время принадлежит им. Эти крестьяне не должны выплачивать своему помещику никакого оброка. Они получают (на каждую душу мужского пола) от 5 до 8 десятин земли в зависимости от её качества. Эту землю крестьяне обрабатывают для удовлетворения своих потребностей.

Судьба крепостного, как говорится, отнюдь не прискорбна. Крестьянин живёт в своём доме, счастливый и довольный, наделён правами, и его существование обеспечено. Не заботясь ни о чём, он стремится выполнить все обязательства перед своим господином и обеспечить свою семью всем необходимым. Ему нравится его простой обед, который он начинает и заканчивает с молитвой, он скромен, трудолюбив и добродушен.

В случае, если его поля побьёт град и, когда  не оправдываются его ожидания из-за медленного роста урожая, он всё равно не отчаивается. Он знает, его господин даст ему столько зерна, сколько хватит не только для посева, но и для того, чтобы прожить без голода и нужды до следующего урожая. В случае пожара в доме или воровства имущества крестьянина, его господин возместит ему и то, и другое и, когда придёт старость, крестьянин встретит её беззаботным, потому что долг его господина обеспечивать его до конца жизни с момента, когда он постареет и станет слабым или заболеет и не сможет больше работать.

В каждой деревне есть хранилище, в которое складывается зерно, рассчитанное на душу населения, чтобы удовлетворять потребности крестьян в течение долгого времени в случае голода или прочих непредвиденных ситуаций. Ежегодно после сбора урожая каждый крестьянин передает в хранилище определенное количество зерна, ответственными за которое являются старейшины деревни. Также крестьянам разрешается при несчастных случаях или в случае болезни брать взаймы необходимое количество зерна из хранилища на определенное время, все крестьяне следят за тем, чтобы это зерно было возвращено в короткие сроки.

Если за несколько лет в хранилище скопилось большое количество зерна, по закону излишки делятся поровну между крестьянами. Кроме того, такие зернохранилища, появившиеся не так давно по приказу императора, располагаются в каждой губернии и находятся под особым контролем назначенных для этого правительством служащих, которые время от времени пересчитывают количество зерна в хранилищах. Зимой крестьяне ищут какое-нибудь занятие.

Старшие члены семьи делают домашние заготовки, молодые перевозят на санях товары  в различные края империи, что при хорошем качестве дороги обычно оказывается очень доходным занятием. Летом крестьяне, имеющие большие семьи, занимаются судоходством, каменной кладкой, гончарным делом и столярной работой, а зимой возвращаются домой.   Во время их отсутствия брат, жена или же друг обрабатывают земельный участок семьи.

Некоторые губернии славятся своими ремесленниками. Особенно плотники обладают невероятным мастерством.  С помощью только одного топора они могут построить высокое сооружение из дерева. Я объехал множество губерний, в которых крестьяне владеют кожевенными заводами, хлопчатобумажными прядильными фабриками, стекольными, фарфоровыми и суконно-красильными фабриками. Фабричные изделия весьма красивы и выполнены очень аккуратно, чего от них меньше всего ожидают.

Кузнецы проживают в отдельных районах и хорошо зарабатывают на этом ремесле. Если проехать по железной дороге, ведущей из Санкт-Петербурга в Москву, можно встретить тысячи умельцев. Многие из них сапожники, перчаточники, канатчики, корзинщики и т.д. Хотелось бы особо отметить превосходную льноткацкую фабрику в Ярославской губернии.

На ярмарках империи можно увидеть большой  выбор разнообразных фабричных изделий, привезенных из деревень крестьянами-ремесленниками. Невероятно, с каким прилежанием, с каким усердием занимаются ремеслом русские крестьяне из тех областей, где земледелие не приносит тех доходом, ради которых можно было вкладывать все силы. Однако, они не заботятся о том, чтобы обеспечить свое существование и получать большие доходы, а стремятся совершенствовать свое мастерство.

Из городов, через которые они проезжают, возвращаясь домой с ярмарки, они всегда привозят изделия, которые, по их мнению, лучше произведенных ими изделий, и не боятся прилагать все усилия, чтобы их изделия смогли конкурировать с изделия лучшего качества.  Я также встречал зажиточных крестьян-земледельцев. Они живут не в черных горницах, как их называют в Германии, а в аккуратно построенных деревянных домиках  со всеми необходимыми удобствами. Они живут в чистоте и достаточном для их положения комфорте.

Благодаря связи с городами, а нередко с крупными городами, в которых крестьяне продают свои изделия, это сословие очень приблизилось к купечеству, образ жизни и одежда крестьян стали походить на образ жизни и одежду купцов и городских жителей. При более внимательном осмотре обстановка домов крестьян действительно превзошла мои ожидания. В большинстве случаев предметы домашнего обихода и обстановки, также как и другие предметы, которые они привезли из города, выглядят весьма респектабельно.

Когда в жилище крестьянина заходит незнакомец, это вызывает у него особенную радость. В мгновение ока накрывается стол. На стол подают орехи, изюм, засушенные сливы и груши, очень вкусные домашние пирожки, а также бутылка красного вина или мадеры и настойчиво предлагают их гостю.  В конце этого особого, по-настоящему  патриархального угощения подается горячий чай в стеклянных стаканах, а на почетном место в центре стола ставится большой сверкающий медный самовар.

Все без исключения русские крестьяне очень гостеприимны, и вечера в кругу семьи считаются священными. Только по воскресеньям и особым праздникам крестьянин пьёт чай, который для него является настоящим живительным напитком и который он предпочитает всем остальным наслаждениям. Обычно крестьянин выпивает от шести до восьми чашек чая.

Примечательно, что русский крестьянин, с того момента, как пить чай вошло в привычку, все чаще отказывается от водки, и в некоторых деревнях, где появилась традиция пить чай, привычка употреблять водку практически исчезла. Мы даже не представляем, насколько приятен и уютен быт тысяч русских крестьян, как много несведущих людей имеют совершенно неправильное представление об их образе жизни. Разумеется, всему новому верится с трудом.

Каким счастливым был бы ирландский крестьянин, если бы он жил в подобных условиях! Как много свободных ирландских крестьян умерло голодной смертью! У русского крестьянина всегда найдется кусок хлеба.
Он никогда не станет нищим. Участок земли, который причитается ему как члену сельской общины, навсегда находится в собственности крестьянина и его потомков. Разумеется, было бы неправильно утверждать, что все крепостные живут комфортной и беззаботной жизнью.

Наоборот, я не отрицаю, что совершенно счастлива лишь небольшая часть крепостных. Большинство добывает свой хлеб в поте лица. Но у них всегда есть не только хлеб, но и крупа, капуста, картофель и мясо.  Между тем количество зажиточных крепостных увеличивается год от года.

Благоразумный помещик, который заботится о лучшем существовании его крепостных, может во многом способствовать их благосостоянию. Многие помещики выдают своим крепостным собственные деньги как помощь в случае необходимости или тем самым предоставляют возможность заработать в торговле или ремесле. Крепостные возвращают эти деньги, как только наступают лучшие времена. В настоящее время во многих деревнях есть начальные школы.

Я лично убедил многих помещиков, с которыми удалось подружиться, основать эти школы, и они были основаны, да еще и с большим успехом, что доставило мне истинное удовольствие. Такие школы весьма благополучно учреждены во всех сельских общинах на королевских и удельных владениях. Крепостные крестьяне в основном очень добродушные люди. Они усердны, услужливы и в высшей степени обходительны.

Крепостные крестьяне заботятся только о доме и дворе господина, начинают работать рано утром и возвращаются домой поздно. Они счастливы и довольны своей семейной жизнью. Если у крепостного появляется свободное время, он занимается домашними делами, ухаживает за своим огородом, и доволен своими трудами, когда его любимая капуста удается на славу.

По воскресеньям вся деревенская молодежь надевает праздничную одежду, украшенную полевыми цветами и зелеными веточками, и собирается вместе. Все танцуют, поют и радостно и весело прыгают, взявшись за руки, в то время как один из самых умелых парней играет на балалайке. Жители небольших деревень при удобном случае посещают более крупные деревни, являющиеся центром развлечений.

Пожилые жители деревни стоят вокруг веселящейся молодежи или группами сидят у своих домов и наблюдают за происходящим с радостными лицами. Зимой по праздникам все собираются в одном из больших крестьянских домой, который служит  залом для балов, концертов и прочих мероприятий. Угощаются орехами, пряниками, сушеными сливами и грушами,  Какой же веселый и смелый этот славный народ! Русский крестьянин никогда не знает голода!

Безжалостное осуждение крепостного строя есть и будет непростительным заблуждением. Отвергать моральное существование его вправе каждый, но было бы недостойно и несправедливо,  не зная всех деталей, спекулировать на этой теме.

Перевод с немецкого специально для Charming Rus : Профессиональный переводчик Ирина Суглобова. ( irina.suglobova@mail.ru)

***

Выходцы из крепостных крестьян известны в русской культуре XVII и 1-й пол. XVIII вв. (зодчие Я. Г. Бухвостов, П. Потапов, Д. Мякишев, В. И. Белозеров).
Со 2-й пол. XVIII в. крепостные широко использовались как управители имений, канцеляристы ("ходатаи по делам"), врачи, учителя, а также художники различных специальностей: архитекторы, живописцы, мастера прикладного искусства, деятели театра и музыки.

Характерными центрами сосредоточения и деятельности крестьянской интеллигенции  были подмосковные усадьбы Н. П. Шереметева, Н. Б. Юсупова - Кусково, Останкино и Архангельское (ныне музеи).

Крестьянская интеллигенция внесла значительный вклад в развитие различных областей культуры:
в архитектуре - А. Н. Воронихин, его помощник И. Колодин, Т. Простаков, получивший свободу в глубокой старости,
академик и проф. архитектуры И. Семёнов (крепостной А. А. Аракчеева, получивший свободу в 40-х гг. XIX в.),
И. И. Свиязев - преподаватель Горного института и старший архитектор на постройке храма Христа Спасителя в Москве (40-е гг. XIX в.);
в живописи - Ф. С. Рокотов, M. Шибанов, E. Камеженков (после освобождения - академик), И. П. Аргунов (умер крепостным), Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, Г. В. Сорока (освобождён по реформе 1861 г.), Т. Г. Шевченко, П. М. Шмельков.

https://m.facebook.com/story.php?story_ … 1462146523

3

Да, очень интересная публикация. Спасибо, Танюша!

4

Любопытная для меня точка зрения.
Как Церковь свергла царскую власть: историк, открывший правду, боится удара топором

5

Да, интересная статья. Многих фактов я не знала.
Что до сути статьи, так ничего удивительного нет. Церковь - это люди. Люди подвержены всем порокам. В том числе властолюбию. Церковные служители, особенно высшие монашествующие чины, уж точно не исключение. Я бы даже сказала, что у них это проявляется в намного более сильной степени, потому что у них много видимых ограничений, которых нет у других высших представителей власти. Поэтому высшие церковнослужители все свои силы переносят в достижение власти. Так было всегда, на протяжении практически всего периода существования церкви и, конечно, не только в России. Тот же Петр боролся с церковью за власть не на жизнь, а на смерть. Так что... Хотя я понимаю, что эта статья тоже взгляд отдельного человека, но подобное развитие событий более чем реально и объяснимо.

6

Эта точка зрения совпадает и с моей концепцией, что по принципу маятника последним Романовым пришлось расхлёбывать то, что заварили первые Романовы...

7

Ирина Павлова написал(а):

Когда я сразу после школы вознамерилась поступать в ЛГИТМиК, внезапно обнаружилось, что для поступления на все факультеты, кроме актерского, необходимо иметь справку о двух годах трудового стажа.
Недолго погоревав, я сунулась было за справкой к папе, но бюрократическая система той поры была довольно строгой (не то, что нынче), и заполучить справку о том, что меня взяли на работу в 15 лет, не смог даже он.
Только с 16-ти.
Так что год я, фактически, благодаря папе, смогла откосить, а два - никак.
И тогда меня пристроили работать младшим архивариусом в Ленинградский Государственный Исторический Архив, что на Псковской улице, где я год честно и оттрудилась.
Я тогда без всякого источниковедения (которое, впрочем, нам в институте исправно преподавали) научилась работать с архивными документами.
И более всего мне в ту пору довелось работать именно с фондами декабристов.
И начиталась я, 17-летняя, там такого, что навсегда отбило у меня любовь ко всяким революциям, каких бы сказок про них ни рассказывали.
Вот честно: попервоначалу была просто в шоке.
И позднее я только усмехалась молча, когда смотрела фильмы "Нас венчали не в церкви", "Звезду пленительного счастья", или читала трифоновское "Нетерпение" и тыняновского "Кюхлю": фильмы и книги мне нравились, но я уж к тому времени знала, что почем, хотя вслух и не говорила: это противоречило официальной исторической концепции, а я была девочка неглупая, и знала, что можно говорить вслух, а что нельзя.
Так что могу свидетельствовать: всё, описанное в приводимом ниже тексте - еще радикально смягчает историческую реальность. Всё было куда жёстче и непригляднее.
Но прочесть советую: многие иллюзии будут развеяны.
В том числе и миф о том, что победи тогда декабристы - и мы избежали бы 17-го года.
Ничего бы мы не избежали, только кровавый хаос начался бы в России на 100 лет раньше.

https://www.facebook.com/pavlovairen/po … 3261916060

Миф о декабристах, или Кое-что о русском бунте

Свернутый текст

Автор:
ЕЛИСЕЕВА Ольга

Скоро 14 декабря, а мы всё не знаем, как к этому относиться. И заметьте, не первый год. Я говорю о личном, внутреннем отношении, а вовсе не о государственных праздниках-торжествах. Что праздновать? Провал мятежа? Первую русскую несостоявшуюся республику? Растоптанный лозунг: «Свобода, Равенство, Братство!»? Отказ от немедленной отмены крепостного права?
«Мятеж не может кончиться удачей» Были на Руси республики, тот же Великий Новгород. Французская революция, начертавшая призыв к единению людей на знаменах, утонула в морях крови и стоила стране до четверти населения. Впрочем, как и все революции до нее и после (отчего-то процент потерь один, да и выход один — через диктатуру, только сроки расставания с «мечтой» разные, вероятно, в силу национального темперамента).

http://sg.uploads.ru/t/FDLCP.jpg
К. Кольман. Восстание декабристов. 1830-е гг.

Что же до крепостного права, то, во-первых, не все декабристы хотели его отменять (П. И. Пестель, например, очень сомневался). А во-вторых, ни один кабинет не сделал для прощания России с «вековечным злом» столько, сколько правительство Николая I, еще и сыну — Александру II — хватило «наработок» державного родителя. А сам Николай I? 20 миллионов человек — бывших государственных крестьян, ставших свободными задолго до реформы 1861 года. Немало. Но о них нам почему-то не рассказывали. Как, впрочем, и о многом, что касалось заговора декабристов.

Сухой остаток

В противном случае красивая картинка, с детства вставшая перед глазами: поручик Анненков под звуки «Кавалергарда век недолог…» мчится верхом по полю за мадемуазель Поли — грозила поблекнуть. Чего доброго мы узнали бы, что И. А. Анненков на Сенатской площади действовал против своих товарищей-декабристов. Что Полина Гебль поехала в Сибирь, оставив на руках у той самой бабушки — ни дать, ни взять Салтычихи — двух детей, рожденных вне брака. Что, что, что…

Слишком многое не встраивалось в привычные представления. Оставалось либо зажмурить глаза и принять миф безоглядно. Либо попытаться разузнать побольше, заранее понимая, что найденное может серьезно поколебать романтический стереотип. Откуда бралось это ощущение? Назовем его интуицией.

О декабристах так много написано: и восхищенного, и жалостливого, и критичного. Всех не опровергнешь. Все не подтвердишь. Есть проверенный метод: познавай дерево по плодам. А не по тем оберткам, в которых они продаются. Итак, что в сухом остатке? Без трогательных рассказов о сложных духовных исканиях, блестящем образовании и невозможности применить уникальные таланты в условиях самодержавия?

План Пестеля

http://sh.uploads.ru/t/KbNTk.jpg
П. И. Пестель

Прежде всего — цареубийство. Причем, как позднее говорил террорист С. Г. Нечаев, глава общества «Народная расправа», «всей великой ектенией» (сегодня бы сказали «всем списочным составом») должна была погибнуть августейшая семья, включая выданных за границу великих княжон и их потомство. Чтобы уже никто не претендовал на престол.

Мысль об аморальности подобного шага, конечно, приходила в голову вождям заговора. И если сами они готовы были перешагнуть через душевные муки, то ни толпа, ни многочисленные рядовые участники, ни даже ряд высокопоставленных собратий, например, князь С. Г. Трубецкой, кровожадных стремлений не разделяли.

Поэтому совершить «акт возмездия» должна была т. н. «обреченная когорта» — отряд из нескольких человек, которые заранее знали, что жертвуют собой. Они брались убить представителей царского дома, а потом новое правительство республики казнило бы их, отмежевываясь от кровавой расправы. Так, А. И. Якубович обещал застрелить великого князя Николая Павловича, а В. К. Кюхельбекер — Михаила Павловича. Как позднее говорил брату последний: «Самое удивительное, что нас не убили».

Логика хорошо знакома: что такое гибель одной семьи по сравнению со счастьем миллионов? Но истребление царствующего дома словно развязывает руки для кровавых бесчинств в остальной стране. Карательные органы, создание которых предусматривал Пестель, должны были насчитывать 50 тыс. человек. Позднее в Корпусе жандармов служило 4 тыс., включая нижние чины — суть внутренние войска. Зачем же Пестелю понадобилось так много? Для того чтобы «уговаривать» несогласных на республику соотечественников. Так что за монаршим родом последовали бы не великие, но многочисленные семейства. Только ли дворянские? Опыт начала XX в. показывает, что далеко нет.

Как сдавали своих

Историки сейчас изучают внутренние распри в кругу заговорщиков и знают, что на Московском съезде 1821 г. впервые в русской истории поднимался вопрос о разбойничьих экспроприациях — деньгах для революции. Что слежка друг за другом и вскрытие писем не были чужды героям 14 декабря. Их поведение после ареста в крепости настолько шокирует начинающих исследователей, что пришлось придумать два взаимоисключающих мифа. Дворянин-де отвечает по первому спросу, поэтому арестованные ничего не скрывали, называли товарищей, рассказывали все, что знали.

Другой вариант: декабристы хотели произвести впечатление крупной организации, чтобы правительство испугалось и пошло на уступки. Так, князь С. Г. Волконский на первом же допросе перечислил имена 22 членов общества, часть из которых оказалась вовсе непричастна. То есть оговорил людей.

http://s8.uploads.ru/t/9ByAO.jpg
К. Ф. Рылеев

Писались покаянные письма императору, предлагались услуги по раскрытию «всех сокровенных сторон заговора». В надежде спасти себя признавались почти наперегонки. Едва ли не больше всех показал К. Ф. Рылеев. Хотя никаких методов физического воздействия к арестованным не применялось. Подобные факты очень бы хотелось найти ранней советской историографии. Но увы…

И пытки были запрещены законом. И государь со следователями — не из того теста. Конечно, люди не безгрешные, но есть черта, за которую власть в то время не заходила.

В Петропавловской крепости очутились перепуганные мальчишки, которых схватили за руку после «праздника непослушания», и которые теперь повторяли: больше не будем.

200 ведер водки

http://s3.uploads.ru/t/XBmt1.jpg
В. К. Кюхельбекер

Последнее в череде обвинительных пунктов — восстание Черниговского полка на Украине. Через несколько дней после событий на Сенатской площади поднял мятеж Черниговский полк под предводительством братьев Муравьевых. Военные заговорщики считали, что, не привлекая народ, усилиями одной армии, они смогут захватить власть без кровавых эксцессов Французской революции. Но именно армия первой и отказалась подчиняться. Революционные офицеры считали, что ведут полк на Петербург, помогать товарищам, однако оказались в положении заложников. Полк шел куда хотел. Он предался грабежу. Вскоре мятеж был подавлен. Когда у безвестного шинкаря спросили, как солдаты могли выпить 200 ведер водки, тот ответил: они не пили, а обливались. Русский бунт…

Почему же мы так охотно покупаемся на рассказы о нем?

Мученики новой веры

http://s1.uploads.ru/t/UnqtA.jpg
Страница рукописи А. С. Пушкина с изображениями повешенных декабристов. 1826

Пока тысячи зрительниц, затаив дыхание, следили за молодым Игорем Костолевским в белых лосинах, я чувствовала себя «плохишом». Потому что мне нравился Василий Ливанов в роли императора. Случилось как-то объяснять одному ученому мужу — талантливому специалисту европейского уровня — почему многие в моем поколении симпатизируют Николаю I. Чувствовала, что надо отшутиться: «Если у государя голос Крокодила Гены, то это ваш государь».

Меня не поняли. Сказалась возрастная разница. Для наших соотечественников, чья юность пришлась на 60-е годы XX века, для тех, к кому в 70-х — 80-х обращался Н. Я. Эйдельман, имея в виду не только и не столько реалии двухсотлетней давности, сколько «эпоху застоя» — декабристы остались «лучом света в темном царстве». Они пожертвовали собой не ради политических целей, а для того, чтобы развеять мрак над Россией… Дальше начинался миф — область не научных, а «религиозных» убеждений нашей интеллигенции.

На излете советского времени декабристам поклонялись истово. Ибо уже чувствовали: те, далекие революционеры (т. е., вроде, правильные люди) могли спасти нас от более близкого, кромешного ужаса начала XX века — гражданской войны, голода, крови, репрессий…

Однако началась сия, говоря словами В. В. Розанова, «буффонада» задолго до советской власти с ее неуклонным стремлением насаждать своих героев. В. И. Ленин требовал в рамках монументальной пропаганды увековечить жертвы старого режима. Так появился обелиск в Александровском саду под стенами Кремля с именами «социальных мыслителей» утопического направления Томмазо Кампанеллы и Джерарда Уинстенли. (Спроси сейчас студентов, кто такие, получишь в ответ невразумительное мычание). Был поставлен и гипсовый бюст А. Н. Радищеву в проломе ограды Зимнего дворца. Через полгода он был сброшен порывом ветра во время очередного наводнения. Символично?

Не будем делать вид, что советская пропаганда работала на пустом месте и что почва под ее посевы не была обильно унавожена заранее. Евгений Евтушенко с его «Лучшими из русского дворянства» явно пенял Льву Толстому:

«Мужиком никто не притворялся,
и, целуя бледный луч клинка,
лучшие из русского дворянства,
шли на эшафот за мужика».

Мужик по своей темноте и серости этого, конечно, не оценил, и когда над разжалованными декабристами во время казни раздались возгласы по-французски, солдаты, стоявшие в оцеплении, очень одобрили решение государя вешать бар. Казнено было пятеро. Эйдельман привел якобы слова А. Х. Бенкендорфа, который, наблюдая за казнью, склонил голову к гриве лошади и прошептал: «Ни в одной другой стране…» На самом деле фраза принадлежала М. С. Воронцову: «Ни в одной другой стране дело пятью виселицами бы не ограничилось». Видите, как легко предать цитате иной смысл, если оборвать ее в нужном месте?

Герцена разбудили

http://sh.uploads.ru/t/BLqEV.jpg
Обложка последнего выпуска альманаха Герцена и Огарева “Полярная звезда”. Женева, 1868.

Те из ученых, кому довелось конспектировать Ленина, помнят его характеристику: «узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа. Но они разбудили Герцена…». Именно А. И. Герцену — талантливому журналисту, работавшему в Англии, мы и обязаны декабристским мифом. Позднее картина только усложнялась, но не менялась по существу.

Типография «Колокола» и «Полярной звезды» располагалась в Лондоне. Англия после Наполеоновских войн — самый крупный игрок-тяжеловес на европейской арене. Самый опасный противник Российской империи. Поэтому поддержка оппозиционному журналисту всегда обеспечивалась. В Лондоне скрывался, например, Николай Тургенев — один из тогдашних «декабристских» невозвращенцев. Мастер высокого посвящения. Человек, которого Александр I побоялся арестовать дома, просто написав ему: «Брат мой, покиньте Россию». А вот Николай I требовал выдачи.

В школе всем задавали «Былое и думы». Я дальше сцены клятвы маленьких Герцена и Огарева на Воробьевых горах читать не захотела. Заставили. Поучительно. И прозрачно. С чего вдруг два мальчика преисполнились ненависти к молодому императору, только что приехавшему в Москву на коронацию? Само сакральное действо их бесит и раздражает. Государь представляется чудовищем, от которого надо защищать Свободу. Кто она такая, пока тоже неясно, но злости и досады море. Перед нами рассказ о детской одержимости. О плоде, который сгнил и почернел еще в завязи. Но цветок распустился. И этот уродливый цветок оказался очень притягателен для людей с отбитым духовным обонянием.

Герцен избрал для альманаха «Полярная звезда» знаменитый экслибрис — профили пяти казненных декабристов. Именно он в своих публикациях сумел неприметно для читателей соединить два ключевых архетипа — христианский и языческий. Личная жертва ради нового, нарождающегося мира. Пять мучеников за правду добровольно восходят на эшафот. И пять героев — со всеми атрибутами античного атлетизма, прекрасные душой и телом — борцов за республику, братьев Гракхов, новых Кассиев и Брутов, брошенных на растерзание хищным зверям самодержавия… Есть и палач — новый Цезарь. И исполнители, рангом пониже. И те, кто трепещут, не отваживаются поддержать, но сочувствуют. Это мы с вами.

Грустные выводы

http://sa.uploads.ru/t/sKtDq.jpg
Н. Бестужев. С. Г. Волконский с женой в камере в Петровской тюрьме. 1830

Почему души наших соотечественников так легко поддаются на соблазн уже два века подряд? Прежде всего, потому, что жизнь в России отнюдь не усеяна розами. Недаром во время следствия по разные стороны стола оказывались люди схожих взглядов на мир, просто одни считали военный мятеж допустимым средством исправления реальности, а другие видели в нем только путь к рекам крови и остановились, не переступив страшной черты.

Но, кроме того, дурную услугу нам оказывает природная сердобольность, понимаемая едва ли не как нравственный, религиозный долг. Страдание всегда воспринималось в народе как отметина свыше, проявление особой любви Божьей. Страдальцы избраны. Они терпят за Правду. Вспомним Марину Цветаеву: «Декабристы и версальцы — вашего полка». То есть кого бьют, те и правы. Но страдание бывает и в очищение, и в искупление. История декабристов — тому пример.

Сейчас исследования декабризма на новом витке. Появилась возможность говорить и о связи с масонством, и об иностранных обществах военных заговорщиков. Можно исследовать «свет и тени» движения. Можно много рассказать о жизни на поселениях в Сибири и о подвиге жен. Можно, можно, можно…

Но мне вспоминается недавний случай. Лектор между делом назвал имя А. И. Чернышева. Зал, состоявший из интеллигентных «бальзаковских дам», не прореагировал. «Ну, Чернышев, палач декабристов», — напомнили с трибуны. А-а, —закивали собравшиеся. Для меня Чернышев — крупный военный деятель, разведчик, укравший у Наполеона план наступления на Россию, позднее военный министр. Поэтому я засмеялась… и поняла, что смеюсь одна.

Вся надежда на любопытство более молодых людей. Говорят, они книг не читают. А может, и не стоит до бесконечности читать Герцена да пересматривать старый фильм?

http://sa.uploads.ru/t/CpVvc.jpg
Н. П. Репин. Чита. Декабристы на мельнице. 1829-1830

8

У меня к декабристам (и к декабристкам!) было всегда сложное отношение и изменяющееся. Достаточно очевидно, каким оно было в школьные годы. Потом оно стало меняться. В принципе да! оно сейчас примерно такое же, как у авторов. Мало того, я понимаю, что среди них были и наивные романтики, и юноши пылкие "со взором горящим", верящие в идеалы, и авантюристы, и адреналинщики, а были и те, кто преследовал собственные цели, пытался удовлетворить собственные амбиции, собственную жажду власти. Я думаю, что победи они тогда, Россию бы ждали намного более страшные события, чем в 1917-ом. НО авторы не учитывают одного: такие люди просто необходимы истории и как это ни жутко звучит, такие события тоже необходимы. Уже хотя бы потому чтобы держать в тонусе власть,  чтобы было какое-то движение вперед и т.д.
Насчет декабристок. Опять-таки понятно, что совсем в подростковые годы, конечно, восхищалась, но как-то довольно быстро (думаю, что уже годам к 20-ти) это слово стало для меня достаточно ругательным.  :flirt: Я многое перестала понимать в тот период. Например, не могла понять, как можно бросить своих детей. Здесь приводили пример с Гебль. Но были и другие. Та же княгиня Трубецкая, которая бросила своего годовалого сына на попечение родственников. Сын вырос реакционером, ненавидящим своего отца и особенно свою мать. Эти женщины на каторге рожали детей, которые умирали, жили в тяжких, а порой нищенских условиях, оставались без родителей, потому что многие из них рано умирали. Для меня женщина, если она не может по каким-то причинам выполнять одновременно разные функции, должна была в первую очередь быть матерью. В конце концов их мужья знали, на что шли, а дети-то тут причем? Потом отношение к этим женщинам у меня несколько выровнялось. Я понимаю, что эти женщины пытались поддержать своих мужей, поддержать любой ценой. Но всегда ли от этого было лучше их мужьям, тоже вот вопрос.

9

Ириш, у меня похожее отношение к этой теме вообще и к декабристкам в частности... сначала романтизированное, воспитанное в школе и по фильмам типа "Звезда пленительного счастья", а с годами трезвое и критическое... и всё же, я не осуждаю их... религиозное воспитание побуждало женщину следовать за своим супругом, быть с ним и в радости, и в горе...

10

Да я-то тоже не осуждаю. Может, даже и наоборот. Просто каждый выбирает для себя в силу очень многих причин. Они выбрали такой путь. Выбрали по разным причинам. Но по зрелым своим годам понимаешь, что, может быть, женщины, которые не поехали, были тоже по-своему правы и тоже достойны уважения. Они остались  с детьми, одни растили их и воспитывали, и кто-то тоже в очень стесненных материальных условиях, да еще и в условиях морального прессинга со стороны окружающих.

11

Да, Ириш, согласна.

12

Еще раз о декабристках.

«Меня будущее не страшит». Пять трагических судеб жен декабристов

13

«Умираем, но не сдаёмся». История восстания советских солдат в Бадабере

Потрясающая история!

14

Спасибо, Иришик... надо было мне оставить чтение заметки до четверга, а то получились спойлеры... значит, никто в живых не остался... Склоняюсь к мысли, что они таки сами себя взорвали... Вот жеж этот Горбачёв... чего ни коснись, всё и всех посдавал  :mad:

15

Tatiana написал(а):

Вот жеж этот Горбачёв... чего ни коснись, всё и всех посдавал

Тоже обратила внимание. Сдавал всех и вся, везде и всюду... Настоящий иуда. Впрочем Ельцин из этой же когорты. Друг друга стоят.

16

да!!!

17

Становление легендарной Гнесинки

Российская академия музыки имени Гнесиных, чье имя вызывает уважение даже у далеких от мира музыки людей, выросла из единственной комнаты в арендованном доме с одним роялем и тремя амбициозными наставницами. «Культура.РФ» вспоминает историю легендарного музыкального училища.

Свернутый текст

Три сестры

http://s8.uploads.ru/t/QDJf4.jpg

Будущие основательницы школы, Евгения, Елена и Мария Гнесины, родились в многодетной семье Фабиана Гнесина и Беллы Флетзингер в Ростове-на-Дону. Родители Гнесиных познакомились в городе Вильно, где Фабиан получал религиозное образование, а Белла училась игре на фортепиано у Станислава Монюшко, в будущем известного польского композитора. Исполнительская карьера (как пианистки и певицы) у нее не сложилась, но любовь к музыке она передала всем своим двенадцати детям, а пятерых отправила учиться музыке профессионально. Девочек Евгению, Елену, Марию и Елизавету — в Московскую консерваторию, а сына Михаила — в Петербургскую. Все дети оказались настолько талантливы, что ни один из Гнесиных не потерпел фиаско при поступлении.

Первой в консерваторию поступила старшая из сестер Евгения Гнесина. Она занималась в классе Василия Сафонова, одного из лучших фортепианных педагогов того времени. Следующей студенткой стала Елена, и Сафонов, к тому моменту директор консерватории, определил «новую Гнесину» в класс маэстро Ферруччо Бузони (композитор-модернист, автор знаменитой незаконченной оперы «Доктор Фауст»). Юная ученица так вдохновила итальянца, что он пригласил ее переехать с ним за границу и выступать вместе. Но Елена не отважилась на подобный шаг. Сестры Гнесины занимались у композиторов Александра Аренского и Сергея Танеева, были знакомы с Петром Чайковским.

Младшие сестры Мария и Елизавета также перебрались в Москву и поступили в консерваторию. На занятиях они встречались с Александром Скрябиным, Сергеем Рахманиновым, Рейнгольдом Глиэром и другими выдающимися композиторами. Ученицами младшие Гнесины были такими же блестящими, как и старшие сестры.

В 1891 году после смерти отца Гнесиных семья в один миг лишилась средств к существованию. Поскольку самой одаренной из Гнесиных была Елена, именно она — при поддержке и рекомендациях консерваторских учителей — добилась должности преподавателя музыки в гимназии Арсеньевой (элитная женская гимназия на Пречистенке). Также Елена выступала как солирующая пианистка и аккомпаниатор знаменитых русских певцов Леонида Собинова и Павла Хохлова, а Евгения набиралась художественного опыта в Алексеевском драматическом кружке (домашний театр Коммерции советника Сергея Алексеева, отца Константина Станиславскоого). Сестры ждали, когда консерваторию закончит Мария, чтобы открыть собственное музыкальное училище и полноценно преподавать в нем своими силами.

Образовательный бум в Москве в 90-е годы XIX века

http://se.uploads.ru/t/NAdiQ.jpg

В 1891 году в Москве открылось Музыкальное общедоступное училище Валентины Зограф-Плаксиной, которая училась в консерватории вместе со старшими Гнесиными. Училище Зограф-Плаксиной (сегодняшнее Академическое музыкальное училище при Московской консерватории) позиционировало себя как наиболее профессиональное образовательное звено между школой и вузом, и преподаватели в нем служили преимущественно из консерватории и Большого театра. Училище делало ставку на общедоступность обучения: плата за учебу (средне-специальное образование в дореволюционной России находилось в частных руках и было платным) была сравнительно небольшой.

Самим Гнесиным было трудно получить разрешение городских властей на открытие училища. Но молодых пианисток поддержали авторитетные музыкальные деятели — и в 1895 году им удалось открыть «Училище сестер Е. и М. Гнесиных». По сравнению с заведением Зограф-Плаксиной, в Гнесинке все обстояло скромнее, так как на первых порах они не могли приглашать сторонних преподавателей — и вели все классы, которые могли, сами. Класс скрипки появился, когда консерваторию закончила Елизавета, а вскоре в преподавательский состав влилась и Ольга, которая занималась под руководством своих сестер и стала первой выпускницей училища, прошедшей обучение по оригинальной методике Гнесиных.

Сила методики

http://sg.uploads.ru/t/g7vH5.jpg

Гнесины изначально не стремились подражать консерватории, как заведение Зограф-Плаксиной. Сестры прилагали много усилий, чтобы разработать оригинальную методику обучения музыке, и надеялись в будущем создать некую альтернативу консерваториям вообще. Гнесины сразу взяли верный курс на разностороннее развитие учеников. Кроме специальных классов игры на фортепиано и скрипке сестры вели теоретические, хоровые и ансамблевые дисциплины. Например, Елена Гнесина преподавала методику игры на фортепиано и вела хоровой класс, Евгения преподавала фортепиано и детское сольфеджио; Елизавета вела классы скрипки, камерного ансамбля и сольфеджио. Таким дисциплинам придавалось особое значение, чем училище выгодно отличалось от конкурирующих частных учебных заведений Москвы.

Училище Гнесиных быстро приобрело известность, и в него стали приходить не только юные, но и взрослые ученики, которые готовились к поступлению московскую и петербургскую консерватории и даже в зарубежные музыкальные вузы. Разросшееся в начале века училище уже приглашало на работу таких преподавателей, как композиторов Рейнгольда Глиэра и Александра Гречанинов, пианистку Елену Бекман-Щербину. В 1902 году Гнесины и их училище переехали в деревянный дом на Собачьей площадке, где и преподавали более половины прошлого века. Позднее дом был снесен, а площадка ликвидирована для прокладки улицы Новый Арбат.

Чайные посиделки и Луначарский

http://s7.uploads.ru/t/DzNvR.jpg

Гнесины использовали все помещения нового дома под классы, и только вечерами после занятий он превращался в обычную квартиру, куда на знаменитые гнесинские чаепития приходили друзья сестер. Их чайные посиделки посещали университетские учителя Василий Сафонов (пианист и дирижер) и Сергей Танеев (композитор), приходили драматург Модест Чайковский, историки Василий Ключевский и Михаил Покровский, а также дальний родственник Натальи Гончаровой Дмитрий Гончаров, владелец Полотняного завода.

Елена Гнесина не раз гостила в имении Гончарова, где познакомилась с будущим наркомом просвещения молодой Советской республики Анатолием Луначарским, тогда скрывавшимся от полиции на конспиративных квартирах. Это знакомство впоследствии очень помогло делу Гнесиных. После революции их частное училище не только не закрыли, но уже в 1919 году оно решением Луначарского получило статус Государственной музыкальной школы, а в 1925 году стало Государственным музыкальным техникумом имени Гнесиных, частью которого стала Детская музыкальная школа. Его возглавила Елена Гнесина, которая постоянно заботилась о повышении статуса заведения. Музыкальный техникум был преобразован в 1936 году в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных.

Альтернатива консерватории

http://s8.uploads.ru/t/BtoKD.jpg

В 1923 году в техникуме была создана кафедра композиции, которую возглавил брат Гнесиных Михаил, ученик композиторов Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова. Пока сестры работали в Москве, Михаил вел просветительскую работу на Дону — в Екатеринодаре (Краснодар) и Ростове, где он стал одним из основателей консерватории. В техникуме Гнесиных Михаил предложил реформаторское решение: ввел в учебный план свободное сочинение с первого курса и к традиционным для студентов изучению гармонии, контрапункта и фуги добавил дополнительное занятие по свободному сочинению. Таким образом развивались творческие способности учеников и на ранней стадии формировалась способность к сочинительству. В 1941 году Гнесин выпустил учебник «Начальный курс практической композиции», который до сих пор не теряет актуальности. Видными учениками Гнесина были советские композиторы Борис Клюзнер, Альберт Леман, Арам Хачатурян. Три года в техникуме учился и композитор Тихон Хренников.

Техникум продолжал расти, места под новые классы не хватало, и Елена Гнесина добилась организации строительства нового здания на улице Воровского (Поварской), которое прервалось из-за начала Великой Отечественной войны. Занятия в училище были прекращены, Гнесиных эвакуировали в Свердловск, Йошкар-Олу и Казань. Но уже в 1942 году Елена вернулась в Москву, возобновила уроки и начала готовить концертные бригады для фронта и госпиталей. Также ей удалось добиться возобновления строительства нового здания для училища, которое она мечтала превратить в институт. В марте 1944 года вышло постановление о создании в Москве Музыкально-педагогического института имени Гнесиных в здании на улице Воровского, а двумя годами позже в новое здание переехали старшие классы школы-десятилетки для одаренных детей, музыкальное училище и институт.

Система образования в институте была похожа на консерваторскую, но с существенным отличием: консерватория выпускала прежде всего исполнителей и педагогов для вузов, а для училищ, которые открывались по всей стране, преподавателей с высшим образованием не хватало. Это был гениальный контраргумент Елены Гнесиной против довода «зачем Москве вторая консерватория?». Подготовка педагогов стала профильным направлением нового вуза.

В 1950 году к зданию на Поварской добавились новые корпуса. В 1958 году в Малом Ржевском переулке был построен концертный зал. А уже в наше время, в 2011 году, после структурных преобразований возникли Российская академия музыки имени Гнесиных.

18

Прекрасный пример семейственности.

19

Преступления Дарьи Салтыковой

Судя по разным публикациям и анонсу от истории фильм будет весьма отдален. Уже даже хотя бы потому, что любовник Екатерины Салтыков родственником ее не был, а не то что ближайшим.

20

Irina написал(а):

Судя по разным публикациям и анонсу от истории фильм будет весьма отдален.

Это уже традиционно:) есть категории фильмов, которые дают импульс поинтересоваться, а как было на самом деле?, а есть, которые не побуждают к этому... и вообще, гасят весь интерес к истории

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


[взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] <[взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт]


Вы здесь » Около кино » Массмедиа » Страницы истории